Влияние цвета на ребенка

Новокузнецк Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с воспитанием гармонической личности в развивающемся мире. Формирование восприятия прекрасного способствует воспитанию в ребёнке такой гармоничной личности, с раскрытыми творческими способностями, позитивным мышлением, верным мировоззрением. Наталия Дмитриевна Спирина в слове «Лучшая трапеза» пишет: «В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет, звук и аромат. Цвет, звук и аромат могут иметь очень сильное воздействие на людей, но влияние цвета на ребенка этом надо быть в состоянии воспринять их. Также это относится к звуку и аромату. Когда мы не ощущаем и не воспринимаем их, они для нас как бы и не существуют. Если с детства нас не приучают обращать внимание на краски, звуки и запахи, то мы можем пройти мимо подлинных красот жизни, не замечая их. Поэтому в школах с самых младших классов желательно ввести предмет ''Восприятие Прекрасного'', где на примерах красот цвета, звука и аромата можно приучить детей уметь чувствовать, влияние цвета на ребенка и наслаждаться ими всю свою жизнь» 1. Цвет, звук и аромат сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Многочисленные исследования показали, что и цвет, и звук, и аромат качественно и комплексно влияют как на психофизиологическое состояние, так и на всю личностную сферу человека. Прежде чем говорить о комплексном влиянии цвета, звука и аромата на человека, рассмотрим каждую из составляющих. Цвет Святослав Николаевич Рерих так говорит о цвете: «Гармония в цвете подобна влияние цвета на ребенка в музыке. Она оказывает то же воздействие; влияние цвета на ребенка вызывает те же реакции, определяемые тем, нравится нам эта реакция или нет. В нём никогда нет такого живого элемента, который даёт цвет. Потому что цвет, даже без ассоциации и формы, всё же несёт в себе вибрации жизни. В конце концов, цвет очень близок к влияние цвета на ребенка, поэзии, звуку и запаху, которые взаимосвязаны. В целом мой тезис в живописи таков: именно цвет в первую очередь влияет на нас». Каждый цвет вызывает у человека определённые чувства, переживания, создаёт особое настроение. Есть цвета тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые, успокаивающие и возбуждающие, радостные и трагичные и т. Одни цвета способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Нужно учитывать композицию цветов, их взаимоусиление или ослабление, гармонию либо дисгармонию. Так, психолог Беатрис Ирвинг считает, что цвет всегда влияние цвета на ребенка на нас одно из трёх возможных воздействий: успокаивающее, восстанавливающее или стимулирующее. Попытки изучения цвета, композиции цветов и влияния их на человека известны ещё по трудам Авиценны, а целостно исследовал, систематизировал и описал это Гёте в «Очерке учения о цвете». Он написал и опубликовал влияние цвета на ребенка труд «Учение о цветах», сказав: «Что я действительно стоящее сделал — смысл цвета узнал». В современном мире исследования влияния цвета на психофизиологию человека экспериментально подтвердили, что красная часть спектра действует на человека распаляюще, а синяя — охлаждающе Hessey, 1949 ; пурпуровый цвет сочетает в себе стимулирующий эффект красного и тонизирующий синего, имеются данные о слабом дермацидном эффекте синего цвета, несколько повышающем кислотность кожи, и об ускоренном заживлении ран под воздействием красного Birren, 1961. Отчёты исследований доктора Вартмана свидетельствуют о влиянии синего цвета на понижение билирубина в крови Wurtman, 1975а Donald, 1982 опубликовала отчёт, согласно которому облучение синим заметно снижало боль в поражённых артритом суставах, доказав, что цвет влияет на человека и помимо оптической системы. Фере экспериментально установил, что в наибольшей степени красный цвет усиливает мускульное напряжение. Метцгер считает, что если красное и зелёное освещение уравнять по яркости, то можно наблюдать противоположное действие этих цветов. Этот эффект воздействия цвета на тонкие аспекты поведения стал классическим после экспериментов Он доказал, что красный и синий или зелёный противоположно влияют на оценку времени, размеров и тяжести предметов. Под влиянием красного временные промежутки кажутся длиннее, предметы — больше и тяжелее. Таким образом, он одним из первых сформулировал положение о том, что эмоциональный компонент реакции на цвет является частью целостной реакции организма. Иттена о различии в субъективной оценке окружающей среды на 5—7 градусов по Фаренгейту в комнатах, окрашенных в сине-зелёный по сравнению с красно-жёлтым цветом. Швейцарский психолог Макс Люшер создал свой уникальный цветовой тест, изучая влияние цвета на состояние человека. Сейчас этот уникальный тест позволяет определить психоэмоциональное состояние человека, начиная с шестилетнего возраста. В образовательных учреждениях цветовым решениям в оформ­лении помещений, в окраске мебели и одежды необходимо придавать большое значение. В оформлении классных комнат и спален в школах-интернатах желательно присутствие сине-зелёной гаммы, цвета красной части спектра могут быть пастельных, нежных оттенков. Это необходимо не только для формирования восприятия прекрасного, но и для коррекции поведения и эмоционального состояния воспитанников. В требованиях, выдвигаемых современным образованием, для повышения уровня комфортности образовательного процесса педагогам рекомендовано учитывать не только цветовое оформ­ление классов, но и цвет одежды, её форму, плотность и пластичность тканей, узоры на ней — для благоприятного воздействия на психику ребенка. Цвета, выбираемые для одежды, оказывают глубокое влияние на владельца, который, осознанно или бессо­знательно, удовлетворяет тем свои психологические потребно­сти. Желательно, чтобы одежда всех участников образовательного процесса имела чистые и равномерные тона. Созерцание чистых голубых, зелёных цветов различных оттенков заметно уравновешивает состояние учащихся, развивает внимание влияние цвета на ребенка сосредоточение, помогает процессу обучения, влияние цвета на ребенка некоторые психологи рекомендуют иметь в классе квадрат из синей ткани. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Цвет мощно воздействует на человека — как цвет обычный, видимый глазом, так и цвет, вызываемый им перед собою мысленно» 2. Звук «Теперь — о звуке. Существуют звуки природы и звуки, производимые человеком, исполняемые его голосом или на созданных им инструментах. И те и другие очень влияют на человеческое сознание и состояние, или наполняя его радостью и успокоением, или, наоборот, вредно воздействуя на его влияние цвета на ребенка систему», — пишет Наталия Дмитриевна Спирина. Учёные многих стран изучают влияние различных звуков на человека. Исследования российского академика Горяева подтвердили способность людей воздействовать словами на программы наследственности. Был изобретён аппарат, который переводил человеческие слова в влияние цвета на ребенка колебания, влияющие на молекулы наследственности — ДНК. Учёные пришли к выводу, что ДНК воспринимает человеческую речь, и доказали, что с помощью влияние цвета на ребенка мыслей-форм человек созидает свой генетический аппарат. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Искажение речи несёт народу духовное обнищание. Влияние цвета на ребенка школьного сленга, сделанный психологом Бадаком, свидетельствует о возросшем засорении языка влияние цвета на ребенка только учащихся, но и влияние цвета на ребенка. Из года в год наблюдается «криминальная заражённость» языка, что свидетельствует о падении уровня культуры. Автор исследования предлагает педагогам полностью отказаться от влияние цвета на ребенка сленговых выражений, которые травмируют детскую психику. Живая Этика говорит: «Сквернословие, как зараза пространства, несёт понижение влияние цвета на ребенка интеллекта. Потому люди должны понимать свою ответственность за каждое пущенное слово» 3. В лаборатории академика Горяева был проведён следующий эксперимент. Учёные «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген — влияние цвета на ребенка перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК становились на свои места — убитые семена оживали. Подтверждённая исследователями способность людей воздействовать словами на программы наследственности известна с древнейших времён. В истории описано много случаев, когда влияние цвета на ребенка, молитвы высокодуховных людей исцеляли безнадёжно больных. Исцеление словом известный психолог Одним из главных способов воздействия учителя на ученика является слово, поэтому повышение культуры речи, профессионального уровня педагогов в современном образовании — очень актуально. Известно сильное влияние слова человека на растения Влияние цвета на ребенка. Бэкстер и воду Исследованием воздействия музыки на растения одним из первых занялся индийский учёный В начале 1950-х годов им было установлено, что многие биохимические процессы в растениях, например поглощение углекислоты и фотосинтез, под влиянием музыки ускоряются почти в два раза. Причём влияние цвета на ребенка, что положительное воздействие несёт не любая музыка, а музыкальная классика, звуки природы и некоторые национальные мелодии. Стебли растений тянулись к источнику звука при проигрывании этих мелодий. Тогда как на барабанные ритмы, рок-музыку и популярную музыку растения отвечали отклонением от репродукторов, уменьшением в весе, потреблением большого количества воды. Карлсон, проводя исследования влияния музыки на растения, в итоге определил репертуар музыкальных произведений, благотворно влияющих на их рост и развитие, и запатентовал метод «Озвученный цветок». Именно классическая музыка — произведения Моцарта — оказалась самой благотворной. Если от некоторых современных музыкальных произведений, от шумов гибнут растения, то они, конечно же, вредны. Немецкие психологи под руководством Бронзафт более 30 лет занимаются исследованием воздействия шума на детей. Ещё в начале 1970-х влияние цвета на ребенка было доказано, что постоянный шум от железнодорожных составов замедляет психологическое развитие детей, а в 1998 году учёные доказали, что постоянные шумовые воздействия вызывают не только психологические, но и физические изменения, в частности, повышение артериального давления и увеличение активности вегетативной нервной системы. В одном из исследований приняли участие несколько десятков детей, проживающих рядом либо со старым городским аэропортом закрытым два года назадлибо с новым ставшим одним из важнейших международных аэропортов Европы. Была выявлена чёткая связь между динамикой их интеллектуальных способностей и динамикой уровня шума. Так, закрытие старого аэропорта, то есть снижение шумового фона, привело к выраженному улучшению способностей проживающих рядом с ним детей к чтению, письму и обучению, тогда как рядом с новым аэропортом наблюдалась противоположная ситуация. В образовательном процессе важно знать и учитывать влияние на детей различных звуков, необходимо учить ребят умению воспринимать прекрасную музыку, речь, звуки природы. «Смотреть на прекрасное и слушать прекрасное — значит влияние цвета на ребенка, — говорил Платон. Учить человека восприятию Прекрасного нужно с детства, развивая утончённый вкус, рассказывая ему о влиянии различных звуков на жизнедеятельность человека. Поэзия, как прекрасная музыка человеческой речи, способствует развитию восприятия прекрасного, если это подлинная поэзия, заключающая в себе гармонию формы и содержания, воспевающая высокие идеалы. Поэзия Наталии Дмитриевны Спириной, автора идеи включения влияние цвета на ребенка школьную программу предмета «Восприятие Прекрасного», может изучаться детьми влияние цвета на ребенка самого младшего влияние цвета на ребенка. Щебетание птиц, шелест листвы, звон водопада или мор­ской прибой — эти прекрасные звуки природы надо научить детей слушать, воспринимать и любить. Аромат Наталия Дмитриевна в слове «Лучшая трапеза» говорит об аромате следующее: «Восприятие аромата, так же как и восприятие цвета и звука, надо в себе развивать, иначе мы его можем не заметить. Влияние цвета на ребенка мы берём в руки цветок, мы не только любуемся им, но также часто, иногда непроизвольно, нюхаем его, из желания насладиться не только его формой и цветом, но и ароматом» 4. Влияние ароматов, так же как влияние цвета и звука, на процесс воспитания и обучения ребёнка огромно. Аромапрофилактика в школах и детских садах способствует не только здоровьесбережению воспитанников, но и возрастанию эффективности всего процесса образования. Ароматические масла — это растительные летучие многокомпонентные органические соединения, имеющие характерный аромат. Обоняние — это самое тонкое из ощущений человека, несмотря на то, что всего 2% информации из внешнего мира поступают к человеку через нос. Человек способен улавливать запахи на расстоянии четырёх метров и распознавать до 4000, а опытный специалист — до 10000 оттенков запахов. Новокузнецка был направлен, в первую очередь, на профилактику простудных заболеваний, т. Однако было интересно также пронаблюдать влияние ароматов на память, внимание, работоспособность, настроение, речь и поведение воспитанников. Исследования влияние цвета на ребенка, что в экспериментальных классах не только на 100 % было сохранено здоровье в период массовой эпидемии, но и зафиксировано улучшение работоспособности, памяти, внимания воспитанников. Поэтому психологическая служба начала внедрение аромапрофилактики во всей школе. Сейчас по всему Кузбассу влияние цвета на ребенка ряд учебных заведений постоянно использует ароматерапию. Ароматы могут успокаивать и возбуждать, создавать приятное настроение и способствовать концентрации. Умелое применение ароматов в процессе образования не только способствует укреплению здоровья детей, но и учит восприятию прекрасного. «Красота тоже обладает ароматом. Всё, что поистине прекрасно, ароматично, и благовонно, и, добавлю, жизнедательно. Жизнедательность ароматов необходимо отметить особо. Этим полезны многие смолы, особенно кедра. Сосновое и пихтовое масла тоже хороши. Но масло роз превосходит их все по полезности его жизнедающего аромата. О маслах эвкалипта и мяты сказано было достаточно. Их хорошо применять для психической дезинфекции жилых помещений. Ими хорошо бороться с болезнями. Хорошо ими дышать, но не раздражая слизистых оболочек» 5. «Свет, его краски и ароматы связаны тесно между собою. Можно считать, что каждому цвету спектра сопутствует свойственный ему аромат. Каждая мысль сопровождается свойственным ей запахом, вызывая в влияние цвета на ребенка человека соответствующую ароматическую реакцию. Мысли и разговоры о болезнях могут вызвать болезненные явления и сопровождающие их запахи. Мыслями здоровья, бодрости и радости можно бороться с болезнью. Мысленное вызывание положительных запахов и при соответствующих мыслях действует тонизирующе» 6. Научить ребёнка сознательно выбирать прекрасное и стремиться к гармонии — значит помочь ему сформировать мировоззрение, включающее позитивное мышление и здоровый образ жизни. Комплексный подход к формированию восприятия прекрасного осуществляется с помощью методов артпедагогики и аромапрофилактики, которые были описаны в сборнике «Внедрение здоровьесберегающих технологий на основе интеграции психолого-педагогического подхода в образовании слабослышащих школьников», а также на занятиях кружка «Восприятие Влияние цвета на ребенка. Комплексное восприятие ребёнком гармоничного сочетания цветового, звукового и ароматического аспектов помогают раскрытию его творческих способностей. Общение детей становится более культурным, появляется стремление к красоте в отношениях и в поведении. Дети, попадая в мир прекрасного, впитывают его гармоничную атмосферу, что способствует развитию воображения, художественного вкуса, формированию мировоззрения личности. Предмет «Восприятие Прекрасного» научит детей воспринимать и ценить красоту и культуру, предпочитать её вульгарности и грубости. В содержание предмета включены труды великой семьи Рерихов, Первые шаги реализации предмета «Восприятие Прекрасного» в кружковой форме дают удивительные и прекрасные результаты. Программа сейчас реализуется на занятиях с детьми среднего и старшего школьного звена. Святослав Рерих в книге «Искусство и жизнь» пишет: «Красивая жизнь — какое это великое и величественное понятие. Строить через красоту — это священный завет, данный нам великими вождями влияние цвета на ребенка. Красота — это гармония, а гармония — это то возвышенное состояние, о котором влияние цвета на ребенка всегда должны помнить, хотя бы как о предмете устремления. Красота — это священный философский камень, превращающий низшие металлы в чистое золото. Красота — это одновременно высшая цель и способ её достижения. Сделаем поиск красоты частью каждого дня. Попытаемся найти красоту в наших каждодневных обязанностях; даже малейшее дело может быть сделано красиво». Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра.

См. также